Наши контакты

Тюменская область, г. Тобольск,
ул. Октябрьская, д. 2,
тел./факс: 8 (3456) 24-69-93
сот.: +7-922-48-13-188
        +7-912-661-55-42
        +7-912-395-90-27

Информация

 

Статья «Ремёсла». Автор Минсалим Тимергазеев

Минсалим Тимергазеев фото
Дата: 
30 06 2019
Город: 
Тобольск
РЕМЁСЛА
О проблемах  промыслов и ремесел в Тюменском регионе.
 
Почти ежегодно в стране, в области  поднимается вопрос  по сохранению, возрождению народно-художественных промыслов и ремесел. В этом русле в Тюменской области разрабатывался региональный закон о народных промыслах и ремеслах, в который мы предлагали расширить областной реестр сибирских ремесел юга Тюменской области. В регионе на слуху обычно звучат: тобольская резная кость и ковровый  промысел. К сожалению, ковровое производство, не выдерживая конкуренции с зарубежными фирмами, постепенно замирает, но как индивидуальное ремесло сохраняется. Оба промысла включены в областную программу поддержки  и заботы. В начале перестройки они без особых усилий вошли в перечень региональных народных промыслов по месту бытования и зачислены в российский реестр.
 
Зато без более надежной опеки и внимания оказались остальные ремесла Тюменского региона, которые всегда имели свое место в городах и селах Западной Сибири: резьба по дереву, керамика, стекло, просечное железо  и т.д.  Конечно, сегодня некоторые ремесла имеют минимум спроса, а часть и  вовсе  затихли, но мастера не перестали заниматься своим ремеслом для себя, для соседей, для друзей, их нередко зазывают поучаствовать в каких либо зрелищных событиях, но юридический, социальный статус этих мастеров  несколько отличается от ковроткачих и косторезов.
 
Промыслы формируются из ремесел  и термины «промысел» и «ремесла» в современном понимании  имеют некоторое практическое отличие друг от друга. Ремесло  всегда индивидуально, поддерживается личным интересом, а  промысел  более масштабен,  требует значительного числа занятых в нем людей, зависим от многих других важных факторов (сырье, сезон, спрос). Пропадают промыслы сами по себе, от невостребованности. Ремесла же всегда живучи мастерами, персонами. Надомник -  мастер, семья может даже в трудное время существовать за счёт своего ремесла (сапожное дело, резьба по дереву и т.д.).
 
На Югре и Ямале существуют определение ремёсел, имеется законная региональная поддержка и забота о них. В 80-е годы  прошлого века область была едина.  Учреждая с первым директором И. С. Кошкиным  Устав Областного Центра  декоративно-прикладного искусства, в название Центра намеренно закладывали расширительное представление народного творчества Тюменской области, так как в регионе народное творчество в исполнение каких-то работах мастеров практически сомкнулось с декоративно-прикладным искусством. При советской власти к праздникам, к знаменательным датам собирались выставки народного (тогда самодеятельного) творчества. Особо ничего не продавалось, а тех, кто  пытался наладить коммерцию, обзывали спекулянтами.  Дарили дипломы, грамоты, устраивали чаепитие. По всему СССР имелись фабрики с росписями, разной резьбой, керамикой, стеклом, узорчатым и кованым металлом, назывались эти места промыслами и они имели право торговать своей продукцией. Все остальное трактовалось как «нетрудовые доходы» и как-то неуютно преследовалось  по закону специальной службой.
 
Но в 90-е годы жизнь мастеров круто изменилась: первоначально случился неожиданный подъём спроса на любой  товар народного творчества, что вовлекло  в ремесла большое число людей,  даже не опытных мастеров, а просто людей, которые стали заниматься изготовлением на продажу  всевозможной продукции под «народные промыслы» не очень хорошего исполнения.  Появилось  много кича, спрос заметно поубавился и какая-то часть людей отхлынула: кто пошел на учебу – модные  профессии получать, а кто-то к другому бизнесу успел пристроиться. Стало некогда и толком некому заниматься промыслами.  Со временем, ситуация  постепенно стала меняться в понятную  мастерам сторону. 
 
Припоминается, несколько странное впечатление произвел первый областной фестиваль народных промыслов «Славим человека труда» на Андреевском озере, как-то не поверилось, что в Тюмени всего пара действующих мастеров резьбы по дереву,  мы тогда из тобольского района на фестиваль подвезли, присоединили ещё троих. Минсалиму Тимергазееву - Председателю жюри  было как-то неловко определять места, выбирая призёров из скудного числа участников. На самом деле, конечно, самоучек и профессионалов в регионе предостаточно. В проходящих областных конкурсах по народным ремеслам  заметно растёт число участников, крепких и начинающих мастеров. Конкурсы разного уровня необходимы, в особенности мастерам-надомникам: тут и престиж, и общение с коллегами, и обмен опытом, получение навыков, и возможность блеснуть мастерством. Кто-то еще начинает, учится, а кому-то нужно общественное признание.
 
Конкурсы не так часты, зато практически на каждом областном празднике открываются всевозможного рода ярмарки. Приглашают, зазывают мастеров, умельцев, но знающие себе цену мастера неохотно принимают участие в ярмарочных мероприятиях, если нет там очевидной выгоды, доходности. В старые времена мастера зимними вечерами всей семьей тщательно готовили свой товар к весенним ярмаркам. Иной раз простая безделушка спасала семью от нужды, и жизненно важно было угадать ходкий товар - приглянувшуюся штучку покупатель брал в охотку, пригоршнями, а купцы забирали  запримеченный товар оптом на следующую ярмарку, в другой регион.  Именно ярмарки, реально отражают покупательский спрос и товарное предложение среди населения.
 
Сегодня ярмарочная форма продаж частично перекочевала в торговые центры, и там современные покупатели, посетители дают действительную, порой жесткую оценку продукции мастеров. И хвалебную и огорчительную. Что тут поделаешь. К сожалению, нынче приходится признавать: по всему региону заметно снизился интерес к большой группе товаров народно-художественных промыслов. И одна из главных причин: у населения мало денег, и выбор между «никчемным» сувениром, дорогим подарком и покупкой еды всегда будет оправдан в пользу продуктов жизнеобеспечения.
 
Некоторые городские, областные мероприятия используют «замануху», то есть усиленно распространяют слухи, обнадеживая мастеров посещением высокого начальства, дорогих покупателей, гостей: «Приезжайте, Губернатор будет…». Мастера, конечно, нуждаются в покровительстве Губернатора, в целом и по отдельности, потому  стараются попасться на глаза начальству, хотя бы засветиться, отметиться на совместном фото,  но присутствие начальства не добавляет реального дохода мастеру. Даже если Губернатор и был, то нередко можно было наблюдать, как  буквально после прохода,  за его спиной, мастера сворачивают свой товар, покидают мероприятие, так как нет ни потенциального, ни реального покупателя. Что тут скажешь – такова действительность.
 
Конечно, встречаться надо, но пустопорожние ярмарки-междусобойчики, показушные фестивали – нелицеприятная форма представления ремёсел. Иногда затраты на проведение госмероприятия значительно превышают конкретную помощь в решении проблемы иного мастера, или семейного объединения. Таким образом,  нерентабельность своего дела постепенно размывает уверенность в своих силах, и какие-то мастера начинают формально относиться к своему делу.
 
Законы рынка суровы и поучительны, конкуренция повсеместная и жесткая. Нередко мастерам приходится возвращаться с ярмарок, конкурсов домой без продаж. Нет нынче дефицита на добротную вещь, дорогой изысканный подарок, уникальное стильное изделие. Но, вместе с этим регион заваливается всевозможной «сувениркой». Обычная для рынка закономерность –  каждые три-пять лет рынок переполняется,  товарная масса превышает во много раз фактический спрос – неразлучная грозная примета спада в истории промыслов и ремесел.
 
Теперь, кто только не занимается ремеслами, по всей России открываются масса семинаров, школ не только по изучению и поддержанию традиций российских промыслов. На первое место выходят курсы обучения зарубежным хобби, которые  повсюду и с немалым успехом подменяют исконные ремесла. На прилавках с местным товаром соседствуют сувениры неблизких регионов, причём, не всегда хорошего качества.
 
Канули в небытие городские художественные и экспертные советы. Большое беспокойство вызывает сюжеты сомнительного содержания, возникает также затруднение в идентификации отдельных товаров с традиционными изделиями художественных промыслов. Киоски галерей, музеев, учреждений тоже заполняются изделиями «хобби-ленда»,  а китайская сувенирная масса из года в год  безжалостной поступью поглощает российский рынок, замещая традиционные изделия российских промыслов яркими дешевыми безделицами. Нередки случаи, когда китайский производитель выполняет заказы на традиционные изделия российских промыслов.  Трудно сказать, плохо это или хорошо, но приходится с  этим считаться,  пожалуй, это тоже существенный  вопрос для мастеров
 
Нет теперь массового потребителя на продукцию художественных промыслов и  местного ремесла. По этой причине выставки, ярмарки, фестивали  зачастую проходят вхолостую, без прибытка для мастеров, превращаясь в мероприятия-«галочку» чиновничьего отчета. Тем не менее, в такое трудное, жесткое  время мастера как-то существуют, каким-то образом выживают в тюменском регионе своим ремеслом, хотя, к сожалению, есть и чувствительные потери: немало способных мастеров навсегда уходит из ремесла, а вместе с ними начинают угасать  творчеством ремесла и промыслы. Более стойкие мастера, чтобы уж совсем не бросать ремесло, уходят на подработку, устраиваются на сменные работы, выкраивая время на любимое дело. 
 
Конечно, мастера ищут, ждут поддержку от властей, и в разной степени ощущают эту государственную поддержку. Принятые российские законопроекты, несомненно, направлены на юридическое, социальное содействие, на оказание материальной помощи художественным промыслам и ремеслам, отдельным мастерам. Ежегодно  возникает этот непростой вопрос – кому в первую очередь помогать и как: помогать на постоянной основе или оказать разовую финансовую поддержку, дать премию или грамотой обойтись.
 
Немало нюансов имеет этот деликатный и важный момент, в том числе, существенное влияние  человеческого фактора: симпатии, неприязнь, слухи, советы коллег, давление начальства. На местах, в регионах забота о промыслах, ремеслах складывается не всегда ровно, а то и безобразно. Например, в 2015-2016 годах мы получили от областного Департамента культуры письма «счастья» (письма № 898/08-85 от 11.11.2015 и № 58/08-85 от 26.01.2016), предлагающие оказание материальной помощи нашей мастерской для приобретения сырья, вроде как по Президентской программе. Как тут не обрадоваться – счастье нежданно привалило. Приобретение сырья – одна из насущных проблем мастерской: коровью кость мы приобретаем у частных мясокомбинатов, уже хорошо подготовленную: опиленную, продезинфицированную. С лосиным же рогом гораздо сложнее: если кто-то и сдает пару рогов, то непременно просит «наличку», поэтому и покупку вынуждены оформлять на своих сотрудников, родственников,  знакомых, иначе продавец тут же продаст другим.  Пара, другая рогов, разумеется, – это для мастерской недостаточно, а есть сдатчики, которые за зиму-весну накапливают солидную массу сырья, предлагают объёмы больше, но такие суммы сразу не набираются. На тот конкретный случай,  мы приняли от собирателей-сдатчиков всю массу сырья на сумму чуть больше 400 000 рублей, надеясь на письма «счастья», то есть на письменное заверение Департамента культуры.
 
Причем, чтобы не выглядеть дармоедами, мы предложили Департаменту культуры на сумму оказанной материальной помощи передать выставочные работы нашей мастерской в фонды Ялуторовского музейного комплекса (для будущей юбилейной выставки земляка ялуторовчан М. Тимергазеева). Трехлетняя переписка, личные встречи не дали ожидаемых результатов, обещанная материальная поддержка так и не пришла. Сырье-то мы сразу стали использовать, и  наша маленькая организация от такой «помощи» оказалась в тяжелейшей ситуации, долг выплачиваем до сей поры и пополнять сырьё стало не на что.  Подстава ужасная, в который раз нарушилась наша творческая и трудовая деятельность. Стало быть, и предложение возникает одно – не лицемерить, не врать, а  доводить конкретную помощь до реальных результатов. В данный момент, со сменой руководства в областном Департаменте культуры неудобный вопрос вроде как  решается. В апреле 2019 г. переписка возобновилась и последний ответ в июне озвучен пока ещё расплывчато: « …ищем источник финансирования…».
 
Совсем недавно коллега показал в интернете сообщение: Управделами Тюменской области объявляет аукцион на 24 косторезные изделии на сумму более 1 млн рублей. Вроде тоже одна из форм поддержки, но определенный список изделий, сроки исполнения - рабочая неделя,  указывает на преднамеренный характер госзакупок, ориентированный на конкретного известного исполнителя,  тем самым заранее,  исключаются другие исполнители. Почему не порадоваться за удачливых коллег. 
 
В нынешнее время инструменты, оборудование, многие другие необходимые для работы материалы доступны, и возможность приобрести их  у мастеров есть. Но две навязчивые непреходящие проблемы постоянно возникают перед ремеслами, мастерами – это сырье и реализация. Вот и гадают-мечтают мастера, кому же нынче в первую очередь выделят помощь: косторезной фабрике, устойчивым объединениям, мастерам-одиночкам.
 
В истории российского косторезного искусства есть превосходные примеры заботы о возрождении и сохранении ремесел. В суровые 90-е годы неоценимый вклад  в сохранение, развитие косторезных промыслов России внесли ямальцы: первая Межрегиональная выставка косторезного искусства «Душа Севера» объединяла в Салехарде все российские косторезные центры,  а также косторезов-надомников и зарубежных  мастеров  народного творчества. Раз в два года открывался роскошный северный вернисаж. Вернисаж «Душа Севера»  создал поразительно благоприятный толчок для тех, кто уже отчаялся заниматься любимым ремеслом, способствовал возрождению семейных артелей, воодушевил действующие династии, ежегодно волшебно открывал новые имена.
 
Живые встречи на семинарах с различными учеными обогащали не только  начинающих мастеров. Известные косторезы тоже почерпнули толику знаний, всколыхнулись вдохновением на новые идеи.  Вернисаж показал, что ремесло живет и развивается вопреки скверным временам. Здесь, на выставке участники знакомились с уникальными коллекциями Эрмитажа, Москвы, Казахстана, Канады, Финляндии, с артефактами из кости и дерева Усть-Полуйской культуры, найденные в  раскопках на территории Салехарда. Ошеломляло обилие прекрасных работ разных стилей из российских регионов, современных направлений, непривычных экспериментов. Для молодых мастеров, студентов проводились интересные конкурсы, искусствоведом было о чём поведать.
 
Положительная пресса, доходчивая реклама: публиковался и дарился каждому участнику каталог, к нему прилагались  диски, где отражены рабочие моменты, а также включены все без исключения коллекции изделий с этих выставок.  Та, первая выставка  «Душа Севера», а потом и все последующие  показывали для всех нас более полную картину развития косторезного искусства в регионах, открывался обзор истинного положения российских косторезных центров. Полезно было воочию разбирать современные течения, возникала реальная потребность обсуждать проблемы,  защищать и сохранять  традиции, определять цели и задачи в косторезном искусстве, искать пути решения проблем.  С мощнейшим зарядом  оптимизма мастера-косторезы  разъезжались в родные места. Появлению   масштабного проекта – Межрегиональной выставки  «Душа Севера» мастера-косторезы благодарны решительному содействию тогдашнего Губернатора ЯНАО Ю.В. Неёлова, ответственной поддержке Парламента Ямала в лице С.Н. Харючи,  практической помощи Департаментов.  Организаторами и  вдохновителями  этого грандиозного проекта в течение нескольких лет выступали руководители тех времен: С. Гришин – МВК им. С .Шемановского и  С. Лугинин – Окружной Дом ремесел. Замечательно, что  с каждой выставки руководством Ямала закупались изделия мастеров разных регионов, самого различного стиля, таким образом ямальцы за короткое сформировали уникальный Золотой Фонд косторезных шедевров со всей России.
 
Губернатор Ямала Д. Кобылкин продолжил  традиции преёмственности,  оказывал заботу и поддержку замечательному  и полезному явлению.  Способствовал  основательной организации выставки, деловому комфорту...  С уверенностью  можно сказать: ямальцы, живущие на самой кромке Земли, в  нелегкую пору оказали результативную помощь всем косторезным центрам и коллегам, спасли от разорения косторезное искусство России. Вот уж поистине Ямал – Душа Севера. Сейчас подобный проект – фестиваль  устраивают на своей стороне магаданские, якутские косторезы. А первоначально идея такого проекта зародилась на тобольской, тюменской земле. 
 
Особое, центральное  расположение в Сибири тобольского косторезного промысла как географическое, так и историческое,  позволяло тобольским косторезам во всякие времена пребывать относительно устойчиво. Зарождалось ремесло на основе многовековой северной резьбы, которая до сих пор используется в бытовой хозяйственной деятельности северными народами, а былое изобилие мамонтовых бивней в поймах сибирских рек позволила уже русским ремесленникам  развивать художественную сторону промысла
 
Сегодня тобольский косторезный промысел по-прежнему является Центром развития косторезного искусства в Сибири и вернулся в  естественное для него состояние. Теперь кроме известной косторезной фабрики, образовалось десятка два объединений по семейным или приятельским признакам, которые имеют свой рынок сбыта, связи, самостоятельное пополнение ресурсов, резчиков. При городской художественной школе открыт класс по обучению художественной резьбе по кости (рук. Ю. Климов). Кроме таких артельных объединений в городе и в пригородах существует довольно обширная группа мастеров-одиночек, своими изделиями существенно влияющая на рынок сбыта.
 
Не избежала трудностей в 90-х годах и косторезная фабрика. После десятилетий производственных мытарств, некоторой анархии в деятельности, смены директоров,  к руководству прославленной фабрики пришел  Ф. Нейковчен, известный в городе строитель. С первых дней стал наводить должный порядок, прежде всего в производственном цикле, определил последовательность первоначальных планов с перспективой дальнейшего развития, сменил старое оборудование, сохранил партнерские связи и нашел новые,  тем самым намного улучшился сбыт готовой продукции, наладил надежные поставки сырья, материалов, определил четкий распорядок рабочего дня, организовал охрану производства. Почти искоренил уязвимое место «косторезки» – левые шабашки. Печально, что фондовая коллекция образцов, пополнявшаяся с 50-х годов прошлого века, в те лихие времена сильно пострадала, понесла значительные потери. Благодаря новому руководству появилась интересная форма представления замечательных изделий косторезной фабрики: Ассортиментный кабинет, где покупатель может подобрать приглянувшееся ему изделие, гость, турист города может восхититься чудесной коллекцией. Ну и самим косторезам тоже необходимо заглядывать  в витрины на  готовые произведения коллег, стараться обновлять своё личное творчество. Есть уверенность, что фабрика обрела свой прежний статус: на выставках, на ярмарках, других значительных мероприятиях изящную продукцию фабричных мастеров видят не только в России, но и за рубежом.
 
Тоболяки-косторезы испытывает трудности и живут в тех же условиях: торговые точки тюменского региона забиты резной костью самого разного качества. Рынок затоварен, реализация затруднена. К сожалению,  непритязательный покупатель дает дополняющий эффект к спросу и качеству, покупая то, что подешевле и попроще – очень даже отрицательно влияет на продукцию косторезов. Такое положение буквально на руку мастерам- «середнячкам», которые, потакая невзыскательным вкусам, «клепают» охапками недорогую мелочь, засоряя рынок. Да и нам, артельщикам тоже приходится приспосабливаться к рынку: изготовляем небольшие тиражи недорогих сувенирных изделий на современном оборудовании, используя новейшие технологии.  
 
Разумеется, придирчивый настойчивый покупатель, коллекционер все равно отыщет для себя хорошего мастера, приобретет у него приятный для себя сувенир, или добротную фигурку, а то и целую композицию, таким образом, сохраняя необходимый баланс на рынке. Если косторезы поддерживают сейчас свой бизнес во многом за счет случайных заказов, то фабрика имеет ряд прямых заказов, причем преимущество на стороне косторезной фабрики сохраняется за счет традиционной популярности, предприимчивости руководства и организационной структуре. Дополнительный ресурс у Ф. Нейковчена, - это наличие строительного основного бизнеса,  получается как бы  подстраховка  для косторезного производства, стройка и промысел - гармоничный холдинг,  подобное объединение   давно практикуется во всем мире.  Сегодня, можно считать,  организацию управление тобольской косторезной фабрикой как семейное предприятие, более обстоятельная форма надежного современного бизнеса.  За всю историю тобольского артельно-фабричного руководства это уже третий руководитель-женщина. В царские времена была Ю. Мельгунова, в советские годы – Е. Трухина, и сейчас М. Нейковчен. Непременно хочется  пожелать  руководству и коллегам – косторезам дальнейшего процветания тобольского косторезного дела.  Сама профессия резчика по кости по-прежнему в Сибири остается  престижной,  уважаемой,  а уж  мастера теперь сами выбирают, какой формы им придерживаться: профессия или хобби, артель  или надомник.
 
Наша семейная мастерская (ООО «Мастерская Минсалим»),  возникла, как частная, одной из первых в Тюменской области ещё в советское время.  Без всякого сомнения, наша мастерская - это  часть тобольского косторезного промысла. Являясь естественными конкурентами фабрики, артелей, друг другу,  мы, тем не менее, стараемся поддерживать дружеские отношения между собой, встречаться, обращаемся друг к другу за помощью. Вот недавно порадовались открытию музея на «косторезке». Надо помнить историю предприятия, надо знать славных предшественников, которые буквально заложили прекрасную основу тобольскому косторезному промыслу. Вместе с Ассортиментным кабинетом фабричный музей стал открытой площадкой для посещения гостей, туристов.
 
Со своей стороны мы верны своим принципам, Уставу: всеми доступными способами пропагандируем сибирское ремесло, проводим выездные мастер-классы, семинары, персональное консультирование, при своей мастерской обучаем желающих заниматься резьбой по дереву, кости. Проводим местные, иногородние выставки не только своих изделий, но и коллег разного поколения  в стенах нашего домашнего Музея Истории кости, а также в городах Сибири, России.
 
Заметным событием прошлого года стала  долгожданная выставка таймырской резной кости из фондов Золотой коллекции Таймырского Дома Народного Творчества (директор Л. Попова).  В те же дни в Доме Минсалима проходил  Круглый стол,  где коллеги обсуждали, анализировали, сравнивали проблемы косторезного дела и возможных путей его решения. Вечером наши гости отбыли в Ханты-Мансийский округ - северные коллеги любезно согласились принять  наших друзей в музеях г. Ханты-Мансийска. Наш Музей Истории кости пополняется экспонатами, вот и нынче  таймырцы передали в дар работу известного мастера Н.Киргизова. В галерее «Легенды Сибири» в Тюмени (дир. М. Михайлов) поддержали открытие выставки замечательного ямальского мастера Сергея Лугинина, по случаю его юбилея.
 
Недавно, там же открывали персональную выставку «СИБИРиЯ» члена СХ России сотрудницы нашей мастерской И. Вишняковой, посвященную Международному дню музеев. По давней  сложившейся в мастерской традиции - делать в этот день подарки, мы передали в музей театра редкую фотографию участия Народного артиста СССР Ю. Яковлева в пьесе «Обелиск» на сцене тобольского театра в 70-х годах.
 
Ежегодно наш семейный Музей Истории Кости посещают около 5 000 человек из разных регионов страны и зарубежья. На площадке нашего музея солнечный тобольский мастер Антон Козлов со своими ребятами каждую субботу и воскресенье ожидают желающих освоить традиции русского ремесла -  красочно расписывать яйца-писанки и мастерски резать по дереву топором.
 
Обновляются экспонаты, изготовляем новые музейные объекты. Иногда, даже вместе с гостями, туристами, друзьями. Среди них всегда есть и наши коллеги - мастера других промыслов, имеющие навыки какого-то ремесла. Вот так и учимся, помогаем и продолжаем семейные традиции. Скудные площади, скудные средства не дают развернуться  в полной мере, как это было раньше в Старом Доме, до реконструкции. Одного этажа уже мало, в скором времени придется занимать территории нижних этажей, временно оккупированные городским музеем.  
 
Люди любят наш домашний музей, кто-то уже не один раз приезжал - посмотреть, помочь делу, научиться ремеслу. Всем рады: чаю, разговоров, работы хватит еще надолго. Какую-то часть текущей деятельности мастерской, музея, встречи, поездки можно увидеть на наших страничках  в ФБ.
 
На ежегодном туристическом Форуме «Большой Урал» (Екатеринбург), наши тобольские мастера  постоянно становятся  лауреатами фестиваля «туристический сувенир».  В этом году в работе конференции по проблемам ремесел, прошедшей в рамках работы  Форума «Большой Урал», Минсалим Тимергазеев был приглашен в качестве эксперта. Охотно откликаемся на приглашения и принимаем участие в различных ярмарках, в выставочных проектах сибирских и российских музеев.  Готовится к изданию книга «Древние Миры Сибири», в которой авторские работы сибирских косторезов облечены в прекрасные  стихи А. Новопашина. Ожидаются поездки в Эвенкию, Елабугу, Мегион и т. д. Начался подготовительный этап  к юбилейной выставке-конференции, посвященной  70-летию М. Тимергазеева.
 
К сожалению, не всегда получается  откликнуться на приглашения коллег, друзей приехать, повидаться, на встречи полезные для обеих сторон: частенько  просто не хватает свободных средств. Так в прошлом году не попали на Ремесленный конгресс в Петербурге, не нашлось финансов на участие в Межрегиональной  выставке «Душа Севера» в Салехарде. 
 
Неумолимо меняются времена, вместе с ними меняются люди,  изменяются симпатии, предпочтения, вкусы. Чередуются местами спады и подъемы косторезных промыслов в России. К великому сожалению, неизбежно выпадают на  долю мастеров  трудности, хоть  в царскую пору, хоть  в советские времена.  Вот  и сейчас для промыслов и ремесел наступил нелегкий тревожный период.
 
Наша маленькая семейная организация каждый день непрестанно занимается своим будничным Делом - Ремеслом, Гостеприимством.  И практика доказывает, что ремесла лучше и устойчивей развиваются в родовой среде,  в династиях в местах бытования ремесел. 
 
Минсалим Тимергазеев, член ВТОО СХ РФ, 
Арт-директор ООО «Мастерская Минсалим».
 

 

Скульптурная композиция Два Брата.  Мастерская Минсалим
В мастерской
В мастерской Минсалим
В музее истории кости дискуссия о путях ремесленных артефактов