Немного об истории косторезного промысла
Миллионы лет на территории Сибири жили мамонты. После исчезновения этих великанов по всей Сибири остались несметные запасы бивня мамонта.
Древние люди использовали его в основном для устройства жилищ. А позже местные народы: ханты, манси, ненцы, селькупы использовали в хозяйственно-бытовых целях не столько бивни, а лосиные, оленьи рога, кости птиц, шкуру и рыбьи косточки (наконечники копий, стрел, рукоятки ножей, оленья упряжь, предметы быта и культа, игрушки и т.п.)
С 9-11 веков началось постепенное проникновение за Урал русского населения. Среди них было немало умелых и предприимчивых людей, которые приметили по берегам рек значительное скопление бивней: добротного поделочного сырья. После окончательного присоединения Сибири и возникновения Тобольска – исторического и географического центра, перекрестка торговых путей, бивень стал в больших количествах вывозиться в европейскую часть России.
В 17-18 веках на русском Севере (Архангельская губерния) художественная резьба по кости уже была довольно распространенным промыслом, архангельских поморов часто вызывали в Москву, С-Петербург изготовлять царские заказы из бивней мамонта и моржовых клыков – «рыбий зуб», потому долгое время архангельский промысел назывался «царским». Особая порода холмогорских коров позволяла и из простой поделочной кости (цевки) делать тончайшей красоты работы (вазы, шкатулки, табакерки). Бивень мамонта – очень красивый и подходящий материал для изготовления самых разнообразных изделий, ювелирных украшений, сувениров.
Скопление драгоценного сырья в реках Сибири, интенсивность торговых отношений подтолкнули тобольских людей к выгодному ремеслу: целыми семьями резали «косточку», возникали артели на паях, которые занимались заготовкой бивня, но в основном это были мастера-одиночки.
В стольном Тобольске проживало довольно много ссыльных людей (в истории города известны резчики польского происхождения), которые знали или владели некоторыми европейскими ремеслами. Они тоже внесли значительный вклад в развитие тобольского косторезного промысла, особенно в классическое реалистическое направление. Эти резчики, среди которых были образованные люди, обратили внимание на бивень мамонта как на прекрасный поделочный материал. Стали изготавливать из него изящные броши, курительные трубки, табакерки и пр. Ассортимент стал более изысканным, появились новые сюжеты растительного, анималистического характера, мастерски резали небольшие иконы. Это пользовалось большим спросом и в Сибири, и в столицах.
Возникали в Тобольске кустарные мастерские. К 1880-м годам в Тобольске это занятие стало промыслом. Тобольск наряду с другими центрами (Холмогоры, Якутия, Чукотка) – один из известных центров косторезного промысла на территории России.
Основной жанр тобольской резной кости – миниатюрная объемная скульптура. На протяжении XX века, несмотря на повороты истории, косторезный промысел в Тобольске сохранился и развивается. С 20-х по 60-е годы прошлого века работали артелью, в основном изделия уходили за границу на аукционы. В годы Великой Отечественной войны мастеров-косторезов не распускали – их великолепными изделиями расплачивались за поставки по лендлизу. В советское время основным местом промысла была косторезная фабрика, хотя, конечно, были и мастера-надомники.
После перестройки большая часть мастеров вернулась к артельному способу организации своего труда – мастерские организованные по семейному признаку или через приятельские отношения. В Тобольске таких мастерских несколько, но немало мастеров-одиночек.
Время неумолимо: сменились исторические условия, уходит мода, появляются другие потребности, на смену изнурительному ручному труду пришли новые более удобные инструменты, бормашины, подсобное оборудование, выросла производительность, что сильно повлияло на качество исполнения. Заметна стала нехватка сырья. Наряду с бивнем мамонта используются старые запасы зуба кашалота, многие мастера не изменяют вечному материалу – «цевке», на сегодня повсеместно в Тобольске в основном используется лосиный рог.
С появлнием интернета невероятно расширились возможности мастеров, облегчился поиск новых сюжетов, стало возможным видеть изделия разнообразных школ, уникальные работы в музеях, набираться опыта, навыков, в общем учиться друг у друга стало удобнее, доступнее, для каждого расширился рынок реализации собственных изделий. Все эти факторы несомненно повлияли на разнообразие стилевых подходов, направлений, стоимости работ мастеров-косторезов Тобольска.
Не исключение и резчики нашей мастерской, безусловно. Есть общая тенденция тобольской школы сохранять традиции – резать круглую скульптуру на подставке, но вместе с тем особенностью или отличительной чертой является мифологическая направленность многих авторских изделий.
Со дня основания нашей семейной мастерской (1987 год) приходили и уходили мастера, но неизменном оставалась традиция – вложить в каждую работу, изделие, безделушку хоть маленькую, но обязательно задушевную историю, северную легенду, сибирскую сказку. Именно этим привлекают изделия наших мастеров на российских и зарубежных ярмарках, выставках.